Общество

Индия показала подводные лодки американцам. Всё, что известно.

42-й стапельный цех. В советское время попасть сюда можно было либо с пулей в голове, либо по спецпропускам. Усиленный кордон охранял подъезды к секретному объекту, в котором осваивались новейшие технологии подводного кораблестроения. Из этого гудящего вентиляционными вытяжками, озаряемого вспышками сварочных аппаратов и заваленного арматурой сумрака на свет появилась первая отечественная атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» (1957 год). Вынырнула из него и первая в мире титановая АПЛ «Золотая рыбка» (1968 год), скоростной рекорд которой — 84 км/ч под водой — до сих пор остается непревзойденным.

Тогда же вместо объединенного командования ABDA (американцы, англичане, датчане и австралийцы), которым руководил английский генерал, союзники по антияпонской коалиции поделили ответственность. Британским Королевским ВМС достался контроль над Индийским океаном, включая воды вокруг Суматры и западнее Малайи, американцы же взяли на себя Тихий океан, включая моря вокруг Австралии и Новой Зеландии. В результате во время войны только одной американской ПЛ довелось действовать в Индийском океане.

Станочный парк 4-го цеха шумит всевозможными долбежными, сверлильными, фрезерными, токарными и расточными махинами. Пахнет металлом. Солнечные лучи проникают сквозь широкие окна, дробятся на гладких поверхностях готовеньких деталей.

Сначала на крейсере-авианосце «Вик­ра­ма­дитья» — бывшем «Адмирале Горшкове» — приняли делегацию ВМС США, что уже вызвало протесты со стороны России, говорится в статье. Однако в этом случае Москва не могла предъявить реальные обвинения, так как этот крейсер находится в собственности Индии. Вскоре после этого американские военные появились также на переданной в лизинг сроком на десять лет подводной лодке «Чакра». «Среди них были также хорошо образованные технические специалисты, которые вполне могли получить при этом полезную для себя информацию», — цитирует газета одного представителя Рособоронсотрудничества.

Индия показала подводные лодки американцам фото. Срочные новости.

— Решалось будущее не только завода и подводного флота. Это была проверка всей нашей промышленности, ведь над каждым заказом трудятся более 600 предприятий. Целая отрасль! Можем ли мы производить «изделия» столь высокой сложности или уже нет? Практика показала: не все так плохо. Хотя проблем по ходу дела возникло море. Временами строительство шло чуть ли не параллельно проектированию. Ты монтируешь фундамент корабля и еще не знаешь, какое оборудование на него встанет и встанет ли вообще. Многое пришлось дорабатывать после испытаний. Зато следующий корабль, «Александр Невский», мы построили за семь лет. А «Владимир Мономах» — уже за шесть.

— Конечно, ребят погибших очень жалко. Но и лодку тоже жалко. На протяжении всех испытаний корпус «Курска» показывал лучшие прочностные характеристики из всей серии кораблей. Ответственно заявляю: он выдержал то, что должен был выдержать. Больше ничего не скажу. Закрытая информация.

Станочный парк 4-го цеха шумит всевозможными долбежными, сверлильными, фрезерными, токарными и расточными махинами. Пахнет металлом. Солнечные лучи проникают сквозь широкие окна, дробятся на гладких поверхностях готовеньких деталей.

«СП»: — А действительно ли Индия может взять в аренду вторую АПЛ?

Крейсер 1-го ранга «Юрий Долгорукий» был заложен далеко не в самые счастливые для армии времена — в середине девяностых. А передан флоту лишь после новогодних праздников 2013-го — 10 января. Все это время Николай Семаков занимал должность «ответственного сдатчика» корабля.

Индийцам это выгодно. Пока их собственная АПЛ «Арихант» в боевой состав флота не введена, и сколько еще она будет испытываться — не ясно, вторая лодка должна быть спущена на воду. Если Индия возьмет у нас в аренду вторую субмарину, то в перспективе ее ВМС получит возможность держать одну лодку из четырех на постоянном боевом дежурстве. Индийцы, к слову, под это дело развивают береговую инфраструктуру, например, строят специальные причалы для обслуживания кораблей с атомной силовой установкой, а главное — готовят соответствующих специалистов.

На самом деле подводную лодку не строят. Ее варят. Миллионы сварных швов, соединяющих сотни тысяч деталей, — вот что такое современная АПЛ.

Тем временем «Северодвинск» («Ясень»!) завершает очередной этап испытаний. Забавная картина. В спокойной воде акватории Севмаша три желтых баркасика, натужно пыхтя, уткнулись мягкими резиновыми носами в широкие бока огромного «бегемота». «Бегемот» лениво движется к причальной стенке. Гроза морей и океанов, главная ударная сила современного флота — атомный подводный крейсер на редкость неуклюж на малых скоростях и не в состоянии без сторонней помощи пришвартоваться.

— Решалось будущее не только завода и подводного флота. Это была проверка всей нашей промышленности, ведь над каждым заказом трудятся более 600 предприятий. Целая отрасль! Можем ли мы производить «изделия» столь высокой сложности или уже нет? Практика показала: не все так плохо. Хотя проблем по ходу дела возникло море. Временами строительство шло чуть ли не параллельно проектированию. Ты монтируешь фундамент корабля и еще не знаешь, какое оборудование на него встанет и встанет ли вообще. Многое пришлось дорабатывать после испытаний. Зато следующий корабль, «Александр Невский», мы построили за семь лет. А «Владимир Мономах» — уже за шесть.

— Меня часто спрашивают: «Рыжков, какая температура в твоей камере?» Все же насмотрелись фантастических фильмов, где выскакивающий в открытый космос человек мгновенно замерзает. Вот и думают, что там температура близкая к абсолютному нулю. Вранье полное! Вакуум — это отсутствие среды, понятие температуры к нему неприменимо. Положи в камеру горячее тело, оно сутками будет оставаться таким же горячим. Именно за счет медленного остывания и отсутствия окисления процессы кристаллизации в сварочном шве в вакууме проходят иначе, нежели в атмосфере. Качество сварки получается на порядок выше. Ну и, конечно, я не могу называть наименования изделий, которые мы варим на нашей установке, — серьезничает Рыжков. — Скажу только, что это очень ответственные узлы, отвечающие за малошумность наших подлодок.

Индия показала подводные лодки американцам видео. Всё, что известно.

— Первое погружение прошло успешно — уфф… перевели дух. Полный ход, ага, скорость, как и рассчитывали, слава богу! — Семаков вновь переживает дебют «Долгорукого». — Темный лес, в котором до тебя еще никто не был, — вот что такое программа испытаний головного корабля новой серии. Необходимо найти пределы возможностей, ту границу, когда еще чуть-чуть можно, а дальше уже ни в коем случае нельзя. Весьма нервная работа. Но когда достигаешь результатов, каких в истории подводного флота раньше не было, испытываешь чувство настоящего удовлетворения.

Источники газеты указали, что хотя теоретически появление военнослужащих США на российской подлодке и не несет непосредственной угрозы утечки информации, сам факт такого визита является “возмутительным“, а также вызывает вопросы к индийской стороне, “почему и для чего они это сделали“. «Ясень» — это класс многоцелевых подводных лодок. Охотиться за всеми типами кораблей противника, наносить удары по береговым целям — вот его …

А теперь вернемся к сообщению американского издания: действительно ли индийские моряки могли впустить американцев на подлодку отечественной разработки и постройки? И если да, то насколько это критично для российской оборонки?

— Одно дело, когда ты продаешь маргарин. И совсем другое, когда теорию относительности ты можешь пощупать руками, — объясняет свое возвращение Сергей. — Представляешь, в нескольких метрах от нас электроны летают со скоростью одной трети скорости света (около 100 000 000 м/с. — «РР»)! Никакой бизнес подобного интереса не представляет. Когда на заводе вновь появился спрос на электронно-лучевую сварку, я сразу же вернулся.

— Мы готовимся к гидравлическим испытаниям очередного «Борея». Идея заключается в том, что при забортном давлении, на которое рассчитана АПЛ, мы заполняем ее водой, как бочку. Поступаем хитро: испытываем корпус не на сжатие, а на растяжение, что гораздо проще осуществить.

С января 1944 года и до конца войны немецкие или японские ПЛ были замечены 21 раз, но в подавляющем большинстве случаев ПЛ голландцев или англичан были либо неспособны выйти на позицию для проведения атаки, либо промахнулись. Так, 28 декабря 1944 года английская ПЛ Thule в погруженном состоянии в районе Пенанга атаковала японскую ПЛ типа RO. Англичане дали залп из трех кормовых торпедных аппаратов. Услышав звук взрыва, англичане подняли перископ и на месте нахождения цели увидели большой столб воды и круто поднимающуюся корму японской подлодки. Англичане решили, что цель затонула. Позднее выяснилось, что на английских торпедах раньше времени сработали магнитные взрыватели, а увиденная англичанами картина в действительности являлась выполнением японской лодкой самого быстрого из своих погружений.

Индия показала подводные лодки. Подробная информация.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *